"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
В связи с ситуацией, которая имеет место быть и которую я опишу позже, мне хотелось бы обсудить такое противоречивое понятие как дружба. Как известно, у каждого имеется свое определение этого вида отношений. У некоторых их два - "дружба, которую я могу предложить", и "дружба, которую я хочу получить". Известные мне концепции:
1. Дружба как товарищество. Для того, чтобы называть человека другом, достаточно время от времени встречаться и обмениваться малозначительной информацией. Версия большинства.
2. Дружба как чувство, которое мы питаем по отношению к ближнему. Платоническая любовь, которая, как и любая любовь, может быть безответной и включать в себя одностороннее участие и заботу. Версия человека, лишенного эгоизма.
3. Дружба как взаимообогащающее сотрудничество, основанное на привязанности и доверии, однако ими не исчерпывающееся. Включает в себя такую категорию, как долг. Т.е. называя человека другом, мы не только признаемся в доверии и привязанности, но и берем на себя определенные обязательства по отношению к нему. Моя версия.
Хотелось бы услышать иные концепции. Возможно, я начну их коллекционировать.
1. Дружба как товарищество. Для того, чтобы называть человека другом, достаточно время от времени встречаться и обмениваться малозначительной информацией. Версия большинства.
2. Дружба как чувство, которое мы питаем по отношению к ближнему. Платоническая любовь, которая, как и любая любовь, может быть безответной и включать в себя одностороннее участие и заботу. Версия человека, лишенного эгоизма.
3. Дружба как взаимообогащающее сотрудничество, основанное на привязанности и доверии, однако ими не исчерпывающееся. Включает в себя такую категорию, как долг. Т.е. называя человека другом, мы не только признаемся в доверии и привязанности, но и берем на себя определенные обязательства по отношению к нему. Моя версия.
Хотелось бы услышать иные концепции. Возможно, я начну их коллекционировать.
Например, помощь в сложной ситуации. Внимание, участие, например.
Рад, что не одинок.
Дело в том, что эти обязательства берутся по желанию, а не навязываются. То есть для меня слова "я твой друг" фактически означают "я готов тебя поддержать, потому что хочу, и я буду внимателен к тебе, потому что хочу, потому что ты мне небезразличен".
Принято.
Но на мой взгляд посылка "взаимный союз" уже значит, что ответ получен. Нет?
Если все вопросы заданы и все ответы получены, то вполне себе взаимные отношения. Но пока на словах. Дальше будут действия... И не факт, что действия и слова совпадут на 100%.
Версия прекрасна, мне определенно нравится.
Но боюсь, я утратил веру.
Tarsius Sapiens
Мне нравится это слово, возможно, в силу моей этической слабости.
Очевидно, именно поэтому я так долго "привыкаю" к людям. Мне нужно сперва установить характер зарождающихся отношений, и только потом его артикулировать. Свой персональный неразделенный интерес к кому-то я и называю своим персональным интересом.
Что, разумеется, не может уберечь меня от ошибок. Чаще всего это связано именно с излишним доверием к словам.
Для того, чтобы называть человека другом, достаточно время от времени встречаться и обмениваться малозначительной информацией.
этого недостаточно, но чаще всего так и получается, из-за нехватки времени и других обстоятельств. такой вид общения не делает людей друзьями, но друзья могут некоторое время общаться в таком режиме.
Платоническая любовь, которая, как и любая любовь, может быть безответной. Временами включает в себя одностороннее участие и заботу.
Дружба это чувство. Но я не уверена, что она может быть безответной. Тем не менее это возможно, хотя для меня не совсем приемлемо. Для меня это чувство симпатии и уважения должно быть взаимно.
Дружба как сотрудничество, основанное на взаимной привязанности и доверии, но не исчерпывающееся ими. Включает в себя такую категорию, как долг. Т.е. называя человека другом, мы не только признаемся в доверии и привязанности, но и берем на себя определенные обязательства по отношению к нему.
это само собой, я считаю. долг и ответственность у нас есть перед всеми небезразличными нам людьми. Нормальному человеку стыдно подвести друга или просто доставить ему неудобство. Друг это такой же любимый и близкий человек, за которого волнуешься, желаешь ему добра и стараешься не огорчать, не подводить и не доставлять неприятностей.
Подписываюсь.
Также считаю, что в первом пункте описана не дружба, но дружба может включать первый пункт.
Также считаю, что дружба это чувство, но невзаимное чувство нельзя назвать дружбой. Должно быть другое название.
И ты очень точно описала то, что я подразумевал, употребляя слово "ответственность".
Да, сотворчество и я внес бы в определение.
В слове "сотрудничество" оно некоторым образом заложено. Взаимодействие в любых сферах.
Мне нравится третья трактовка,но она слишком направлена на долговые обязательства и звучит чересчур для меня формально.
Очень долго сейчас лазила по старым записям своего дневника и наконец нашла то, что искала:
www.diary.ru/~Colouredworld/p9177725.htm и
www.diary.ru/~Colouredworld/p15335672.htm
К слову о концепциях.
Дружба, если это настоящая дружба, очень близка к любви. Практически ничем от неё не отличается. Только осознанным выбором.
И, как любое чувство, никакой системе не подчиняется. В дружбе нет обязательств, есть желания. Желание порадовать, желание поддержать, желание помочь и т.д. Как только из категории желания оно перемещается в категорию обязательств - дружба дала трещину. И это повод задуматься.
Откровенно говоря, моя версия, как бы формально она не звучала, также построена на мушкетерском идеале. Мне понятно, почему многим не нравится слово "обязательство", но Вам, как человеку, говорящему на мушкетерском языке, поясню, что именно я в него вложил.
Ехать в Англию нам совершенно не хочется. Там грязь и англичане - достаточное основание для того, чтобы туда не хотеть. Мы прекрасно чувствуем себя в нашей келье на улице Вожирар, у нас тут диссертация и дама сердца. Нам нет никакого дела до проблем короля или даже королевы. Но если это нужно лично господину гасконцу - мы поедем. Несмотря на все наше нежелание. Потому что господин гасконец - наш друг. Потому что защищать наших друзей и и помогать им - наш долг и наша обязанность, которую мы сами на себя возложили добровольно и по собственному желанию.
Я так понимаю, категория долга важна для меня потому, что люди слишком часто клянутся в вечной дружбе, подразумевая в действительности свое минутное хорошее настроение. Мне хочется подчеркнуть: человек должен отвечать за свои слова. И не говорить того, чего не имеет в виду.
Этики учат логиков более гибким и расплывчатым с одной стороны и более справедливым и честным с другой формулировкам. Есть "хочу" и "должен", не может быть "хочу быть должным". По сути, третий пункт поста Реми постулирует то же самое, о чем говорю я. Но более костно и менее открыто. Я тоже в такие игры играл в свое время))) Я его понимаю.
Меня отнюдь не пугает слово обязательство, а скорее, как идеалистку, формальность фразы...
Просто хочется верить, что сказать-сделать в дружбе не выполнение своего обещания, а простое и разумное, единственно возможное и необременяющее действие.
Чем больше я общаюсь с этиками, тем более логичен становлюсь.
Дружба (действительно, как и любовь) - связь чрезвычайно тесная и близкая. Чем ближе и теснее связь, тем более она опасна для людей, в ней состоящей. Мы делаем нашему другу приятно, потому что хотим - это действительно так. Но вот мы однажды перестали хотеть. Это может быть связано с нашим скверным настроением, приступом эгоизма или отсутствием настоящего дружеского чувства - некоторым людям свойственно говорить намного больше, чем они в действительности испытывают, под воздействием острого увлечения.
В этом случае следует сознавать, что наш друг не дистанцирован и открыт к нам - поэтому он уязвим. Мы сами склонили его к открытости, мы артикулировали ему свою дружбу и он ждет от нас соответствующего к нему отношения. Поэтому я знаю, что какая бы страшная африканская муха не укусила меня однажды вечером - я буду помнить, что мой друг близок и поэтому уязвим, и буду стараться оградить его от моего скверного настроения. И даже ругаясь благим матом, с перевязанной мокрым полотенцем головой, ненавидя все на свете я поеду его выручать из ситуации, в которую он угодил сам в силу своей неразумности.
Давайте назовем это желанием, раз этики этого хотят. Тогда речь идет о приоритетной расстановке желаний. Мое глубинное желание того, чтобы моему другу было хорошо, важнее моего яркого, но поверхностного желания убить его чем-нибудь тяжелым.
Для меня слово "долг" не формально. Оно, обретаясь где-то рядом со словом "честь", свидетельствует о том, что и мои иллюзии еще живы, если хорошо покопаться.
К сожалению, во-первых мы все по-разному воспринимаем дружбу и потому часто получаем совершенно не те реакции, которые считаем естественными. Во-вторых мы сами не идеальны и склонны к эгоистичным порывам. Как я отметил выше, Вы можете называть то, что я зову долгом, глубинным фоновым желанием, превалирующим над минутными настроениями.
Я еще раз подпишусь под словами lonely loner on lonely road.
Соглашусь, что мы скорее дискутируем о форме, чем о содержании.
Меня интересует интернациональный концепт дружба.
Будучи логиком, совершаю тщетные попытки разобраться в межличностных отношениях.