"Вымышленный литературный персонаж, скрывающий свое книжное происхождение". (с)
Любопытно (думал я, глядя "Звездные войны: Последние джедаи"), что в некоторых принципиальных вопросах психология и искусство тянут нас в противоположные стороны (в некоторых, конечно, сходясь). Любой интересный персонаж в искусстве, например, внутренне напряжен и раздираем каким-нибудь конфликтом, который и создает в итоге его историю. В то время как психология все эти сложности рассматривает как помеху, преграду для любой истории, которую ты хочешь создать, как что-то, что нужно преодолеть, прежде чем приступать к каким бы то ни было толковым сюжетам.
Видимо, дело в том, что у психологии и искусства разные цели: в первом случае история должна быть счастливой, во втором — интересной.
Не знаю, как это меня характеризует, но почему-то все это заставляет меня думать, что осознанно ориентироваться стоит только на пространство пересечения двух этих информационных потоков.
Видимо, дело в том, что у психологии и искусства разные цели: в первом случае история должна быть счастливой, во втором — интересной.
Не знаю, как это меня характеризует, но почему-то все это заставляет меня думать, что осознанно ориентироваться стоит только на пространство пересечения двух этих информационных потоков.
С точки зрения психологии, это, разумеется, признак какого-то нездоровья. Но психология — молодая наука (в отличие, кстати, от искусства, исследующего человеческую душу тысячелетиями). Я не полагался бы на нее всецело.
Откровенно говоря, я не могу пока додумать эту мысль. Пока единственное, к чему она меня подтолкнула, — это сомнение. В той части психологической науки, которая толкает нас к спокойствию, умеренности и удобной позитивности.
И всему этому незаконченному размышлению виной Кайло Рен, между прочим.
Мне, кстати об этом, недавно друг поведал, что его психиатр рассказал ему о понятии "проанализированный творец". Будто бы были случаи, когда творческий человек, успешно пройдя через психоанализ, стал, действительно, очень мирным и гармоничным, но потерял полностью способность к творчеству (и желание им заниматься). (Концепция творчества как невроза вспоминается мне.)
Так может быть, наше беспокойство, наша напряженность - это вовсе. не. плохо. Вот о чем я думаю. Это и не хорошо при этом, потому что причиняет нам страдания. Но может быть, ликвидация этого или сублимация посредством созерцания - это не то, что нужно человеку. Может быть, нужен какой-то более сложный подход.
Психология ставит себе целью улучшить качество нашей жизни, сделать нас счастливее. Искусство вообще не имеет никаких целей, связанных с счастьем и/или гармонией. Оно в принципе о другом.
Забавно, что и в реальной жизни некоторые люди действительно склонны чувствовать себя более "живыми", переживая страдания и внутренние конфликты. А та гармония, которой люди добиваются с помощью психологов, путем долгой работы над собой, в итоге может оказаться застоявшимся болотом. И начинается весь этот эскапизм, бегство в вымышленные сюжеты в поисках драмы.)
имхо, потому что все это причиняет вред/страдания - и в таких вещах очень легко перейти границу, слететь с катушек и все в этом. Для душевного равновесия лучше всего покой и гармония, это легкий путь для психологии - направляй всех к покою (пусть и скучному) - и дело в шляпе. Поэтому психология и не истина в последней инстанции. По сути, к ней обращаются как раз те, кто в своем неравновесии и драме именно что страдают - и сами хотят от всего этого избавиться. Если человеку хорошо, норм, если он нашел себя в своей драме, то ему наплевать на психологию и все ее дидактические выкладки.
Эртебиз, в каком-то смысле согласен. То есть простота, ясность и безопасность такого решения мне заметна. Но это не мешает задумываться о том, действительно ли оно наиболее эффективно.
И мне не кажется, что можно разделить людей на две подгруппы: одни несчастны и их надо гармонизировать, другие счастливы и вообще не интересуются психологией. В конце концов, для того, чтобы найти себя в своей драме, надо сначала поискать.
скукеУгу
читать дальше
Ну и снова к абстрактному - мне в принципе кажется странным не ставить под сомнение что бы то ни было в науке, которой сто лет (и которая сама себя, слава богу, постоянно ставит под сомнение, чем доказывает свою адекватность.
Бранд,
Короче, я к тому, что, имхо, тут нужно разделять обсуждение именно конкретных случаев - и философские рассуждения на тему)))
То есть я ведь вроде бы нигде не сказал, что терапия ни для кого не работает? Я сказал, что, может быть (вот просто предположим), есть вариант людей, для которых не подходит один из ее основных постулатов? И в общем-то, я не скрывал, что просто верчу здесь заинтересовавшую меня идею. Может, она ложна. А может, я смогу найти в ней что-то важное. Это покажет время.
Личное.
Jeanne dArc, да, звучит справедливо.
Я, правда, стал сравнивать эти два течения исключительно потому, что в обоих случаях речь идет о попытке постичь человека.
про личное
Бердяев говорит, можно, так что для нас еще не все потеряно. Можно за недельку накатать шестисотсраничный труд в соавторстве.
Кстати, благодаря тебе какое-то смутное вопрошание во мне превратилось во вполне оформленный вопрос и даже снабдилось вариантами ответа.
Интересно, что, несмотря на другую точку зрения по вопросу психологии, ты пришла к тому же решению, о котором, как видишь, задумался я.
То есть я предполагаю, что, возможно, на самом деле мы хотим пережить и проработать какой-то внутренний конфликт в реальности, возможно, нам даже нужно это сделать, чтобы обрести законченность, но мы не можем или боимся, и поэтому жадно смотрим на персонажей, которые проходят необходимый нам путь, а сами пьем антидепрессанты.