Вероятно, экзистенциальное отрочество и долгие университетские прения заставляют меня слишком внимательно относиться к феномену скуки, но я все-таки выскажу мнение о душевном состоянии Джима, чтобы оно перестало влиять на мое душевное состояние.
Много букв.Уровень интеллектуального развития Джима обрекает его на скуку, от которой он, по собственному признанию, пытается избавиться со всей доступной ему страстью, организуя преступления все более и более изощренные. Но сознание Джима работает с повышенной скоростью, решает задачи эффективнее и быстрее среднего, состояние увлеченности непродолжительно, скука возвращается с сокрушительной неизбежностью. Шерлок - как лучшее из возможных лекарств от этого болезненного состояния - со временем становится для Джима фиксацией и зависимостью (как часто происходит с лекарствами от болезненных состояний). Шерлок единственный способен на более или менее продолжительный срок вытащить Джима из личного онтологического ада в любопытство, развлечение, игру.
Свендсен в "Философии скуки" связывает скуку с переключением внимания с внешнего мира на основы собственного существования, с рефлексией и поиском осмысленности. Ольга Балла в "Анатомии скуки" вторит ему: "Едва ли не все, кто в истекшем столетии брались рассуждать о томящей человечество скуке, более-менее сходятся в том, что повышенная культурная разогретость ее - симптом постигшей мир глобальной утраты смысла. Скука - обнажение корней бытия: чистых, ничем не прикрытых". То есть скука - это проблема смысла. Скука ведет к рефлексии, самоанализу, сосредоточению на себе и в итоге - к ощущению иррациональной неудовлетворенности, к осознанию бессмысленности собственного существования. "Скука - выражение глубокого отчаяния, поскольку невозможно найти то, что может насытить безграничную жажду души", - патетически продолжает Свендсен, нагнетая.
У Джима сложная и не вполне здоровая психика. Его разум работает мощнее обычного, он думает масштабнее, но и скучает глубже. Рефлексия для него опасна, так как погружает его в его внутреннее нездоровье, в неизбежность одиночества, в его чуждость окружающему миру, в осознание бесперспективности жизни и непреодолимости скуки - все скучнее и скучнее, и достаточно весело (особенно после завершения игры с Шерлоком) не будет уже никогда, то есть найти смысл продолжать в удовольствии от продолжения не получится.
Говоря о Джиме, нельзя не упомянуть, что за отсутствием в жизни смысла возникает интерес к ее прекращению, к смерти. Камю в "Абсурдном рассуждении" много (и довольно нудно) писал об этом. Однако я не считаю, что Джим стремился к самоубийству. Предположу, что его отношение к этому вопросу было таким же, как отношение пациента доктора Фромма, который, если я верно помню, одинаково отвечал на вопросы "Хотите ли Вы жить?" и "Хотите ли Вы умереть?" - "Почему бы и нет?" То есть выражал не депрессивное стремление к смерти, а циничное равнодушие к вопросу. Тот же Свендсен в своей книге рассуждал о взаимосвязи скуки и любви к экстремальным развлечениям. В какой-то момент в желании интересно жить элемент "интересно" перевешивает элемент "жить". Жизнь обесценивается, становится одним из ресурсов, которым вполне можно пожертвовать ради более значительной цели. Джим достаточно часто оставался наедине со своей жизнью, чтобы прийти к определенным выводам относительно ее истинной ценности (не для человечества, естественно, а для себя лично).
И в этом ракурсе самоубийство Джима кажется вполне логичным. Но только при условии: 1) завершения гештальта с Шерлоком; 2) хоть какой-то практической пользы этого жеста.
В практическую пользу я верю потому, что Джим, несмотря на его расшатанную эмоциональность, кажется мне человеком рациональным, не склонным к истерическому разбазариванию ресурсов. Жизнь - полезный ресурс, и избавиться от нее можно только с целью. Джим не склонен убивать без надобности. Если что-то можно использовать, оно должно быть использовано, а не бессмысленно уничтожено.
И о Шерлоке. Человек склонен наделять свое существование смыслом, выдумывать себе предназначение. Некое дело, главное дело, которое станет своеобразной кульминацией жизни. Основную цель, скрытую до поры до времени тысячей маленьких промежуточных целей. Final problem. Была ли эта final problem личной проблемой Джима, которую он пытался разрешить с помощью Холмса, или он именовал так финальную партию с Шерлоком (или и то и другое) - на мой взгляд, только после завершения ее Джим мог позволить себе умереть. Он не из тех, кто оставил бы гештальт открытым. Поэтому я думаю, что Джим по каким-то причинам верил - его смерть не помешает и даже поможет осуществлению его плана.
Мне встречались теории о том, что Джим умер от досады и осознания собственного проигрыша. На мой взгляд, проигрыш - это повод жить, и очень весомый. Проигрыш - это возможность новой захватывающей партии. Интересно играть только до тех пор, пока остается возможность проиграть.
Джим и его экзистенция.
Вероятно, экзистенциальное отрочество и долгие университетские прения заставляют меня слишком внимательно относиться к феномену скуки, но я все-таки выскажу мнение о душевном состоянии Джима, чтобы оно перестало влиять на мое душевное состояние.
Много букв.
Много букв.