Сумбурно про Стар Трек и эмоции.Грядущую серьезность этого поста я ощущаю уже сейчас. Интересно, что теперь, когда постмодернизм давно и безнадежно мертв, я все еще нахожу серьезность (присущую мне) и искренность (мне неприсущую, но иногда, в минуты скорби, прорывающуюся бессвязным потоком абстракций) неприличными. Видимо, уходящая эпоха странным образом изменила человеческие представления об этике.
Греки говорили, что человек - это микрокосм. Я привык видеть свою психику как отдельную звездную систему. Из пыли, тьмы и хаоса под влиянием гравитации образуется строго организованная система, в центре которой - сила и свет. Хаос ощущается как страх, нестабильность и растерянность. Гравитация - это человеческая воля. Порядок ощущается как ясность и гармония.
Установление идеальной, не подверженной никаким сотрясениям звездной системы - это и есть Колинар. И, как всякая идеальная, не подверженная никаким сотрясениям система, Колинар противоположен жизни и физически невозможен.
Эмоциональная нестабильность нарушает баланс. Чем больший отклик вызывает внешнее воздействие, чем большие вихри поднимает в сознании - тем сильнее внутреннее, подсознательное сопротивление. Система трещит, орбиты смещаются, звездная пыль наполняет сознание. Торнадо изнутри. Ощущения, далекие от приятных, желание немедленно прекратить воздействие любым возможным способом практически непреодолимо.
"Реквием по Мафусаилу" прекрасен именно тем, что Кирк осознает - любое мощное эмоциональное воздействие, даже позитивное, ведет в некоторых случаях к физическому разрушению. Именно поэтому в конце Кирк так чудовищно подавлен, а Спок так смиренно печален. Именно поэтому, я думаю, Кирк отпустил Спока на Гол.
Однако чем большее сопротивление вызывает внешнее воздействие, тем сильнее желание, чтобы это сопротивление было сломлено. Таково, видимо, действие виктимности - эрос, полностью растворившийся в танатосе. Мобилизация всех внутренних ресурсов на борьбу и защиту смешивается с желанием столкнуться с противником, который сумеет остаться победителем.
И это касается не только эмоциональной сферы. Яркая иллюстрация тому - борьба Кирка и Спока за капитанское кресло в Стар Трек-11. Спок тяготится обязанностями капитана - и защищает их настолько яростно, насколько это возможно. Спок оказывается побежденным: и единственная эмоция, которую он желал бы выразить - это благодарность.
Когда звездная система рушится под шквалом эмоций, ощущения настолько выразительны, что желание вернуть нарушенный порядок практически непреодолимо. Срабатывает инстинкт самосохранения. Но, восстановив гармонию и оставшись наедине с ней, обретя силу и свет, остро ощущаешь бесполезность обретенного. Ибо сила и свет нуждаются в приложении.
В TMP Спок приближается к гармонии достаточно близко, чтобы боль показалась ему интереснее скуки. В TMP Спок видит, что сколь бы совершенна, сильна и светла не была его внутренняя система, он бессмысленна, пока мертва. "Это простое чувство" - смысл.
"Гнев Хана", казалось бы, не должен ничего иллюстрировать, но мое полное абстракций сознание увидело в проекте "Генезис" то, что в него не вкладывали. Проект должен действовать не только во внешнем, но и во внутреннем космосе. "Генезис" - это разрушение ради созидания, это перерождение, это инициация, и символично, что именно Спок, который задавал те самые вопросы и искал те самые ответы, оказался вовлечен в процесс. Танатос, полностью растворившийся в эросе.
Это в большей степени рефлексия, чем осмысление Стар Трека. Я знаю, что Родденберри всего этого не писал.