Было около шести часов вечера. Я поднимался по узкой мощеной дорожке к кремово-желтой громадине Несвижского замка и вдыхал густой и чистый, пахнущий водой и землей запах провинции. Солнце, бледное за пеленой облаков, освещало раскинувшееся передо мой здание тусклым сумеречным светом, придавая этому не слишком примечательному строению некую таинственную величественность, напоминающую о том, что Несвиж – не только памятник архитектуры, но еще и мистический остов белорусской земли. Несвижский замок выстроен в стиле русского барокко и потому никогда меня не привлекал, я предпочитал возиться с более древними рыцарскими строениями, более строгими, более суровыми, предназначенными прежде всего для обороны, эта же изящная и легкая конструкция, которой более приличествует слово "дворец" - всего лишь еще одно место обитания Радзивилов. Однако именно здесь мне предстояло вступить в свои обязанности после долгих лет обучения. С собой у меня была только сумка с самыми необходимыми предметами гардероба и книгами да напутствие Василия Андреевича, декана факультета культурологии, который, отправляя меня на практику в Несвиж, отчего-то проявлял ко мне почти отеческое внимание.

- Вы не беспокойтесь, - говорил он, в то время как беспокоился не я, а он сам. – Всего пару месяцев. Подзаработаете, испытаете себя в роли экскурсовода. Все польза. Работа простая и ненапряженная. В самом замке электричества нет, да оно там и не нужно, все-таки старинное строение, в чем же смысл... Жить будете в пристройке, в которой все оборудовано. Нынче там только Мария Тимофеевна, пожилая женщина, которая вот уже двадцать лет следит за порядком в замке, она экзальтирована и немного не в своем уме, но безобидна и в целом добра. Город в двух шагах опять же. Не беспокойтесь.

Я не беспокоился, хотя после таких речей беспокойство было бы неудивительным. Присутствовала легкая нервозность перед началом нового жизненного витка, веселое возбуждение и любопытство. Я поднялся к массивным воротам и не без труда нашел звонок, маленький пластмассовый атрибут современного мира, встроенный в старинное сооружение. Через некоторое время дверь отворилась и показалась невысокая старушка в черном шерстяном платье, со сколотыми в аккуратный старомодный пучок седыми волосами.

читать дальше